Независимая оценка качества подготовки обучающихся проводится в целях подготовки информации об уровне освоения обучающимися образовательной программы или её частей, предоставления участникам отношений в сфере образования информации о качестве подготовки обучающихся.
Независимая оценка качества подготовки обучающихся
Государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования (ГИА-11), завершающая освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ среднего общего образования, является обязательной.
Экзамены по всем учебным предметам (за исключением иностранных языков) проводятся на русском языке.
На территории Российской Федерации ГИА-11 организуется и проводится Рособрнадзором совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования.
За пределами территории Российской Федерации ГИА-11 проводится Рособрнадзором совместно с учредителями российских образовательных организаций, расположенных за пределами территории Российской Федерации, имеющих государственную аккредитацию и реализующих основные образовательные программы среднего общего образования, и загранучреждениями Министерства иностранных дел Российской Федерации, имеющими в своей структуре специализированные структурные образовательные подразделения.
Документы не выбраны
Государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего образования (ГИА-9) проводится в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися образовательных программ основного общего образования соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
ГИА-9 проводится:
в форме основного государственного экзамена (ОГЭ) с использованием контрольных измерительных материалов, представляющих собой комплексы заданий стандартизированной формы (КИМ), — для обучающихся образовательных организаций, в том числе иностранных граждан, лиц без гражданства, в том числе соотечественников за рубежом, беженцев и вынужденных переселенцев, освоивших образовательные программы основного общего образования в очной, очно-заочной или заочной формах, лиц, обучающихся в образовательных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации и реализующих имеющие государственную аккредитацию образовательные программы основного общего образования, и загранучреждениях Министерства иностранных дел Российской Федерации, имеющих в своей структуре специализированные структурные образовательные подразделения, а также для экстернов, допущенных в текущем году к ГИА;
в форме государственного выпускного экзамена (ГВЭ) с использованием текстов, тем, заданий, билетов — для обучающихся, осваивающих образовательные программы основного общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, а также для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся — детей-инвалидов и инвалидов, осваивающих образовательные программы основного общего образования;
в форме, устанавливаемой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования (ОИВ), — для обучающихся образовательных организаций, изучавших родной язык из числа языков народов Российской Федерации (родной язык) и литературу народов России на родном языке из числа языков народов Российской Федерации (родная литература) и выбравших экзамен по родному языку и (или) родной литературе для прохождения ГИА на добровольной основе.
Участники государственной итоговой аттестации
К государственной итоговой аттестации допускаются учащиеся, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план, то есть имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за 9-й класс не ниже удовлетворительных.
Учащиеся, освоившие образовательную программу основного общего образования в форме семейного образования, а также учащиеся, обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе основного общего образования, вправе пройти государственную итоговую аттестацию в качестве экстернов в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе основного общего образования, в формах, установленных Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования.
Перечень предметов, по которым проводится государственная итоговая аттестация
Государственная итоговая аттестация проводится по 14 учебным предметам. Выпускники 9-х классов сдают четыре экзамена: русский язык, математика и два экзамена по выбору (литература, физика, химия биология, география, история, обществознание, иностранный язык (английский, немецкий, французский и испанский), информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)). По предметам, не включенным в указанный перечень, государственная итоговая аттестация не проводится.
Заявление на участие в государственной итоговой аттестации
Все участники государственной итоговой аттестации должны в срок до 1 марта текущего года подать в своё общеобразовательное учреждение заявление с указанием перечня общеобразовательных предметов, по которым они планируют сдавать экзамены, и формы (форм) прохождения государственной итоговой аттестации.
Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления представляют оригинал или заверенную в установленном порядке копию одного из следующих документов:
- заключение психолого-медико-педагогической комиссии;
- справка, подтверждающая факт установления инвалидности, выданная федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы.
Учащиеся вправе изменить (дополнить) перечень указанных в заявлении экзаменов только при наличии у них уважительных причин (болезни или иных обстоятельств, подтвержденных документально). В этом случае не позднее чем за месяц до начала соответствующих экзаменов учащийся подает заявление на имя председателя ГЭК.
Что запрещено при проведении государственной итоговой аттестации
Участникам экзаменов, организаторам, общественным наблюдателям и иным лицам, присутствующим в ППЭ во время проведения государственной итоговой аттестации, запрещается:
- иметь при себе средства связи, электронно-вычислительную технику, фото, аудио и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации;
- выносить из аудиторий и ППЭ экзаменационные материалы на бумажном и электронном носителях, их фотографирование.
Кроме того, во время экзамена учащиеся не должны общаться друг с другом, свободно перемещаться по аудитории ППЭ.
При установлении факта нарушения учащимися установленного порядка государственной итоговой аттестации уполномоченный представитель ГЭК удаляет их с экзамена и составляет соответствующий акт. Результаты, полученные лицами, удаленными с экзамена, аннулируются решением председателя ГЭК без предоставления им права пересдачи экзамена в текущем году.
По факту административного правонарушения составляется протокол. Лица, нарушившие порядок проведения государственной итоговой аттестации, привлекаются к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.30 КоАП. Административная ответственность установлена для участников государственной итоговой аттестации, разместивших КИМ в сети Интернет, по статье 13.14 (разглашение информации ограниченного доступа) и статье 19.30 (нарушение установленного порядка проведения) КоАП.
Кто может быть повторно допущен к государственной итоговой аттестации
Повторно к сдаче государственной итоговой аттестации в текущем учебном году в дополнительные сроки допускаются учащиеся:
- получившие на государственной итоговой аттестации неудовлетворительный результат по одному из обязательных учебных предметов;
- не явившиеся на экзамены по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально);
- не завершившие выполнение экзаменационной работы по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально);
- апелляция которых о нарушении установленного порядка проведения государственной итоговой аттестации конфликтной комиссией была удовлетворена;
- результаты которых были аннулированы ГЭК в случае выявления фактов нарушений установленного порядка проведения государственной итоговой аттестации, совершенных лицами, присутствующими в ППЭ во время экзамена, или иными (неустановленными) лицами.
Порядок подачи и рассмотрения апелляций
В целях обеспечения права на объективное оценивание экзаменационных работ выпускникам 9-х классов предоставляется право подать в конфликтную комиссию в письменной форме апелляцию о:
- нарушении установленного порядка проведения государственного итоговой аттестации в ППЭ, которое могло оказать существенное негативное влияние на результаты экзамена;
- несогласии с выставленными баллами.
Апелляцию о нарушении установленного порядка проведения экзамена выпускник подает в день проведения экзамена по соответствующему общеобразовательному предмету уполномоченному представителю ГЭК, не покидая ППЭ, срок ее рассмотрения – не более 2-х рабочих дней с момента ее подачи.
Апелляция о несогласии с выставленными баллами подается в региональную конфликтную комиссию или в образовательное учреждение в течение двух рабочих дней со дня объявления результатов экзаменов по соответствующему общеобразовательному предмету, срок ее рассмотрения – не более 4-х дней с момента ее поступления в конфликтную комиссию.
Конфликтная комиссия не рассматривает апелляции по вопросам:
- содержания и структуры экзаменационных материалов по учебным предметам;
- связанным с нарушением выпускником требований правильного оформления экзаменационной работы.
При рассмотрении апелляции при желании присутствуют учащийся и (или) его родители (законные представители), а также общественные наблюдатели. Учащийся и его родители (законные представители) информируются о времени и месте рассмотрения апелляции. Указанные лица должны иметь при себе документы, удостоверяющие их личность.
Всероссийские проверочные работы (ВПР) — это итоговые контрольные работы с едиными стандартизированными заданиями, позволяющие проверить знания школьников по тому или иному предмету.
Промежуточную аттестацию в обязательном порядке проходят учащиеся 1-11 классов по всем предметам учебного плана в конце учебного года после изучения всего объёма учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) за текущий учебный год. К промежуточной аттестации допускаются все обучающиеся.
По заявлению родителей:
- сроки проведения промежуточной аттестации могут быть перенесены (при наличии особых обстоятельств);
- учащиеся, обучающиеся на дому, могут быть освобождены.
Промежуточная аттестация подразделяется на промежуточную аттестацию с контрольными испытаниями и промежуточную аттестацию без контрольных испытаний.
В 1-8, 10 классах промежуточная аттестация является основанием для перевода в следующий класс и проводится:
- с контрольными испытаниями по предметам инвариантной части учебного плана;
- без контрольных испытаний по отметкам, полученным за отчетные периоды (четверти, полугодия) текущего учебного года путем математического округления по предметам вариативной части учебного плана.
- В 9-х и 11-х классах промежуточная аттестация является основанием для допуска к государственной итоговой аттестации и осуществляется без аттестационных испытаний по отметкам, полученным за отчетные периоды (четверти, полугодия) текущего учебного года путем математического округления по всем предметам учебного плана.
Документы не выбраны
Федеральная информационная система обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования.
С 2014 года по инициативе Рособрнадзора в Российской Федерации реализуется программа Национальных исследований качества образования (НИКО).
Программа НИКО предусматривает проведение регулярных исследований качества образования по отдельным учебным предметам, на конкретных уровнях общего образования (не реже 2 раз в год), каждое из которых представляет собой отдельный проект в рамках общей программы.
Актуальная информация о проекте размещена на сайте НИКО.
Международные сопоставительные исследования качества образования были разработаны как инструмент, позволяющий выявить эффективность образовательных систем в разных странах и способствующий принятию решений и проведению реформ на основе полученных результатов.
Международные сопоставительные исследования качества образования проводятся Департаментом по образованию и навыкам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) (Organisation for Economic Co-operation and Development – OECD) и Международной ассоциацией по оценке учебных достижений (International Association for the Evaluation of Educational Achievement – IEA). В исследованиях участвуют более 100 стран и территорий.
Российская Федерация с 1990-х годов принимает активное участие в следующих исследованиях:
PISA – Международная программа по оценке учебных достижений (Programme for International Student Assessment)
TIMSS – Международное мониторинговое исследование качества математического и естественно-научного образования (Trends in Mathematics and Science Study)
PIRLS – Международное исследование качества чтения и понимания текста (Progress in International Reading Literacy Study)
TALIS – Международное исследование учительского корпуса по вопросам преподавания и обучения (Teaching and Learning International Survey)
Международные сопоставительные исследования получили активное развитие в нашей стране и, наряду с государственной итоговой аттестацией, всероссийскими проверочными работами и национальными исследованиями качества образования, формируют Единую систему оценки качества образования (ЕСОКО) в Российской Федерации.
В Российской Федерации международные сопоставительные исследования качества образования проводит Центр национальных и международных исследований качества образования Федерального института оценки качества образования.
Документы не выбраны